Строительство, ремонт, материалы, интерьер

Вы здесь

Эволюция логистики: от каменного века до наших дней

Если спросить "среднестатистического россиянина", как любит выражаться наша пресса, о том, что такое PR, он, узнав знакомое слово, скорее всего начнет свой ответ с громкого "А!..". Если же спросить у него, что такое логистика, то, вероятно, в этом случае первым междометием будет продолжительное "Ну...". Между тем, как показывает история, с логистикой - в определенном смысле -были знакомы даже наши самые далекие предки, хотя они, конечно, еще не использовали такие выражения, как "управление материальными и нематериальными потоками". Но значит ли все это, что логистика является детищем только современного исторического этапа?

Большинство специалистов в области логистики обращают внимание на то, что логистические функции использовались буквально с самого зарождения социально-экономических отношений. Тем не менее, своего апогея индустрия логистики достигла только в наше время. Если вы ищите надежного логистического оператора на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и за его пределами, рекомендуем остановить выбор на компании "САТЕЛЛИТ" (https://satellit89.ru/) – это надежная транспортная компания, предлагающая комплексные решения основных логистических задач.

"Детство" логистики

Заря социально-экономических отношений восходит к временам, когда человек вел натуральное хозяйство. Обжив территорию и обустроив относительно безопасное жилище, человек начал создавать экономическую систему, основанную на товарных отношениях внутри племени. Функционировала она пока без денег, в микроформате, но у нее уже была четкая цель - удовлетворение потребности в одежде, пище и других жизненно важных продуктах. При этом основным ресурсом системы был труд земледельцев и охотников, а следовательно, уже тогда существовала задача обеспечить требуемый уровень запасов продукции с минимальными трудозатратами. Для чего требуется построение информационного взаимодействия, например между участниками охоты на зверя. Это взаимодействие направлено в первую очередь на минимизацию усилий, необходимых для того, чтобы загнать зверя, убить его и переправить к месту, где живет племя. Таким образом, в этой схеме работы явно прослеживаются логистические принципы, пока, правда, в примитивной форме.

"Отрочество" логистики

С прогрессом потребности людей резко возрастают. В эпоху античности уже появились ремесленники с узкой специализацией. Прямой обмен товарами стал невозможен, нужен был универсальный товар, который мог бы выступить в роли соединительного звена между производителями. Таким товаром стали деньги.

Кроме того, социальные и экономические отношения вышли за рамки узких территориальных границ. Возникает потребность в продуктах производства из разных регионов и даже с других материков.

Эти два фактора вместе приводят к рождению важнейшего элемента современных логистических систем - института посредников.
Значительное усложнение логистических функций приводит к возникновению новых задач, связанных с минимизацией транспортных расходов и потерь товара при хранении. Возникает необходимость максимально полного заполнения транспортных единиц (например, морских судов). 

"Юность" логистики

Средневековье и эпоха раннего капитализма внесли свой вклад в развитие логистики как экономической функции.

Формируются прообразы банковской и страховой системы, которые создают базу для управления финансовыми потоками.

Возникает мануфактурно-раздаточная система производства. Суть ее заключается в том, что некогда независимые ремесленники начинают все чаще и чаще принимать заказы от торговых капиталистов (купцов-раздатчиков). Более сильные в финансовом отношении купцы снабжают ремесленников сырьем и полуфабрикатами, устанавливают цены на конечный продукт и размер заработной платы.

В результате происходит потеря ремесленниками хозяйственной самостоятельности и, что наиболее важно, существенный рост специализации труда - переход от полного цикла производства к узкоспециализированным производственным операциям. Мануфактура позволяет благодаря лучшей организации труда и росту специализации производить более дешевую продукцию в большем количестве. Существовали как централизованные мануфактуры с замкнутым производственным циклом, так и децентрализованные, специализировавшиеся на производстве отдельных полуфабрикатов или компонентов, которые затем собирались в готовое изделие в центральной мастерской.

На этом этапе можно говорить о возникновении практически всех предпосылок для формирования логистических функций, то есть о наличии материальных и денежных потоков (вполне существенных по объему и структуре), а также потребности в управлении ими с учетом минимизации расходов.

Логистика - половина победы

Впрочем, многие современные эксперты говорят, что главный вклад в формирование современной логистики внесло военное дело.

В любое время армия является сугубо потребляющей системой. Основная задача снабжения в ней - обеспечить необходимый уровень запасов продовольствия, техники, обмундирования и т.д. в нужном месте и в требуемый срок. От того, насколько эффективно эта задача будет выполнена, напрямую зависит успех всех боевых действий.

Одним из примеров переноса военного опыта в гражданскую жизнь стала технология "Just-inTime" (точно вовремя). Своим рождением этот термин обязан принятой тогда стратегии "позиционной войны", в частности "Наступательной операции Нивеля" 1917 года в Европе во время первой мировой войны. Тогда на узком участке фронта за несколько дней было израсходовано более 10 миллионов артиллерийских боеприпасов. Очевидно, что держать такой запас в течение хоть сколько-нибудь длительного промежутка времени было очень опасно. Чтобы исключить риски, был организован подвоз боеприпасов в нужные точки из распределенных складов строго ко времени начала огневой подготовки. Такая система снабжения, основанная на четкой координации действий, исключающая формирование избыточных запасов продукции, и получила название "Just-in-Time". Данная технология после окончания войны была внедрена на автомобильных предприятиях Генри Форда.

Что ожидает логистику в будущем?

История становления логистики позволяет делать некоторые прогнозы на будущее. Сейчас развитие этой функции идет по пути максимальной интеграции различных областей социально-экономической деятельности человека. Данная система повышает суммарную эффективность работы общества, точно так же, как переход от этапа ремесленников к созданию мануфактур повысил общую производительность и эффективность труда. Однако чем более сложно организовано общество, тем выше риск сбоев в его работе.

Поэтому очевидно, что при использовании сложных логистических систем (особенно на мезо- и макроуровнях) в первую очередь будет повышаться необходимость в прогнозировании глобальных кризисных ситуаций и выработке механизмов интенсивного управления рисками. Сейчас управление рисками в логистике идет по экстенсивному пути - увеличение страховых запасов, диверсификация пакета транспортных контрактов и т.п. Интенсивные же механизмы требуют привлечения аппарата таких научных дисциплин, как макроэкономика, риск-менеджмент, бизнес-анализ, и ряда других наук.

Так или иначе, задачи логистики как прикладной науки диктуются целями, которые стоят перед системами управления материальными и нематериальными потоками. При этом может даже кануть в Лету основной современный движущий фактор логистики - рынок и рыночные отношения, однако потребность в управлении движением товаров и информации будет жить до тех пор, пока существует человеческая цивилизация.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Пластики для гравировки
Гравировка - это современная технология нанесения изображений на поверхность изделий специальной машиной, основанная на эффекте удаления части материала или изменения его свойств (цвета или поверхностной структуры). Гравировальные пластики – относительно новая и активно развивающаяся технология. В чем преимущество гравировальных пластиков? В том, что если наносить какие-то знаки на предмет, то наносить так, чтобы получить высшее, современное качество, пожизненную стойкость и привлекательный вид нанесенных изображений. Гравировальная технология...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7